Центробежными пропеллерами называют лопаточные компрессионные автомашины, имеющие степень увеличения давления. Свойственным свойством центробежного пропеллера считается повышение давления газа с помощью центробежной силы, появляющейся при его вращении совместно с рабочим колесом.
Центробежные вентиляторы обширно применяются в промышленности для вентиляции помещений, отсасывания углекислого газа в технических действиях. В теплоэнергетических установках центробежные вентиляторы используются для подачи воздуха в топочные камеры котлов, перевода топливных каш в системах пылеприготовления, отсасывания дымовых газов и транспортирования их по дымовым трубам в окружающую среду.
Входной патрубок служит для телега поступающего в вентилятор газа к действующему колесу. Входные патрубки имеют осесимметричную фигуру: трубчатую, коническую, тороидальную, смешанную. Рабочее колесо проводит передачу энергии от привода к газу, переволакиваемому пропеллером. Оно как правило состоит из ведущего и заднего дисков, между которыми с одинаковым шагом установлены лопатки.
Осмысленно построенный вентилятор характеризуется вероятно большими массой, металлоемкостью и размерами, повышенной экономичностью и долговечностью, и технологичностью системы и минимальными вероятными рабочими затратами. Особенные требования предъявляются к системе каркаса и рабочего колеса.
Рабочее колесо может быть кропотливо отбалансировано. Стабильность и твердость колеса находятся в зависимости от конструкции и источника, из которого оно сделано. С повышением длины колеса стабильность и твердость его уменьшаются. Конструктивно могут быть барабанными (обходная скорость до 30—40 м/с), круговыми (обходная скорость допускается до 60 м/с), коническими бездисковыми одно- и многодисковыми.
Твердость и стабильность рабочего колеса зачастую устанавливаются методом объединения лопаток с винчестерами. Самое большое распределение приобрели клепаные колеса, которые не менее сложны при производстве, однако отличаются большой стабильностью. Объединение на шипах менее кропотливо при производстве. Величина проема между входным патрубком и передним винчестером колеса, как было зафиксировано, производит значительное воздействие на КПД пропеллера. С увеличением проема число воздуха, перетекающего через него со стороны нагнетания на сторону всасывания, возрастает и подача пропеллера понижается.
Вентиляторы производят однобокого и двустороннего всасывания левого и правого вращения. Если смотреть со стороны входа воздуха, то вентилятор, рабочее колесо которого крутится по часовой стрелке, именуется пропеллером левого вращения, против часовой стрелки — правого вращения На вентилятор двустороннего всасывания следует смотреть со стороны всасывания, свободной от привода
Вентиляторы объединяются с электромоторами одним из следующих способов:
рабочее колесо пропеллера прикреплено непосредственно на валу электромотора;
при помощи гибкой муфты;
клиноременной передачей с регулярным передаточным отношением;
контролируемой бесступенчатой передачей через гидравлические либо индукторные (спортивные) муфты скольжения.
Целая общепризнанная систематизация круговых пропеллеров до сегодняшнего дня не спроектирована. Но вентиляторы можно обозначать по отдельным признакам: предназначению, формируемому давлению, быстроходности, сборке и т. д.
Круговые вентиляторы, используемые почти во всех секторах экономики всенародного хозяйства, можно разделить на 2 огромные компании: вентиляторы совместного назначения и вентиляторы особого предназначения.
Вентиляторы совместного предназначения созданы для перевода воздуха и прочих газовых каш, агрессивность которых по отношению к углеродистым сталям обычного качества не выше динамичности воздуха с температурой до 80°С, не имеющих пыли и прочих жестких включений в количестве не менее 100 миллиграмм/м3, а также клейких препаратов и мочалистых элементов. Для пропеллеров двустороннего всасывания с расположением ременной передачи в переволакиваемой среде температура переволакиваемой среды не должна превосходить 60 °С. Вентиляторы используют в системах вентиляции и легкого отопления производственных, общественных и жилых построек, и для прочих санитарно-технических и производственных задач. Массово выпускают вентиляторы номеров от 2,5 до 20.
Время от времени в целях повышения срока эксплуатации лопаток рабочего колеса, их плоскости изготовляются износоустойчивыми жесткими сплавами. С данной же мишенью обечайка геликоидального каркаса вполне может быть обработана внутри латными плитами.
В системах коррозионно-стойких пропеллеров, созданных для перевода спортивных каш, используются элементы, прочные к таким примесям (нержавеющая сталь, титановые сплавы, винипласт, полипропилен), или их текучая часть напыляется антикоррозионными покрытиями. Такими элементами считаются нержавеющая сталь марки 12Х18Н10Т и титановый металл ВТ 1-0.
Область использования пропеллеров из стали быстро урезана их мало большими антикоррозионными качествами. Для ряда спортивных кругов срок эксплуатации этих пропеллеров составляет 4—6 мес., а время от времени и меньше.
Вентиляторы особого предназначения используются для работы в системах пневмотранспорта; для перемещения среды, сохраняющей спортивные вещества, газов с повышенной температурой, газопаровоздушных взрывоопасных каш и т. д. Эти вентиляторы, к тому же можно, поделить на пылевые коррозионно-стойкие, искрозащищенные, тягодутьевые, миниатюрные, судовые, шахтные, мельничьи и т. д.
Вентиляторы, созданные для перевода воздуха с разными машинными примесями, называются пылевыми. В обозначении этих пропеллеров добавлена литера П.
Пылевые вентиляторы вида ЦП7-40 созданы для перевода невзрывоопасных неабразивных пыле-газовоздушных каш, враждебность которых по отношению к углеродистой стали обычного качества не выше динамичности воздуха, с температурой не выше 80 °С, не имеющих клейких препаратов и мочалистых элементов и с содержанием машинных включений в переволакиваемой среде до 1 г/м3.
Пылевые вентиляторы используются для снятия древесных стружек, железной пыли от станков, и в системах пневмотранспорта зерна и для других задач. Чтобы транспортируемые элементы не застревали в рабочем колесе и каркасе, количество лопатоки меры обороны от искрообразования как при нормальной работе, так и при вероятном недолгом трении рабочего колеса о каркас пропеллера. Эти вентиляторы спроектированы на базе сделанных из алюминия сплавов с антистатическим пластиковым покрытием. Тип покрытия— графитонаполненный полимер либо графито-наполненный пентапласт, — выбирается исходя из характеристики -перемещаемых кругов, т. е. от их способности сопротивляться коррозийному влиянию кругов.
Вентиляторы из сделанных из алюминия сплавов выполняются по полезному выполнению 1 (ГОСТ 5976—73 с изм.) и оснащаются взрывозащищенными электродвигателями. В соответствии с техусловиями они созданы для перевода определенных газопаровоздушных напряженных каш, не вызывающих учащенной ржавчины элементов и покрытий текучей части пропеллеров, не имеющих взрывчатых веществ, напряженной пыли, окислов железа, добавочного воздуха, клейких препаратов и мочалистых материалов, с запыленностью менее 100 миллиграмм/м3 и температурой не выше 80°С. Температура атмосферы от —40 до 40°С (до 45°С для знойного выполнения).
Вентиляторы из сделанных из алюминия сплавов невозможно применять для перевода газопаровоздушных каш от технических агрегатов, в которых напряженные вещества греются выше температуры их самовоспламенения либо располагаются под лишним давлением. Их также не разрешено применять в роли химически прочных пропеллеров. Технологические данные и область использования подобных пропеллеров подробнее даны в аналогичных технологических условиях. В ТУ 22-4942-81 дан список каш, для перемещения которых нужны эти вентиляторы.
Вентиляторы из титанового сплава могут использоваться во всех средах, где происходит пассивирование поверхности в итоге создания окислов, гидридов и сульфоокисных объединений титана. Такие вентиляторы невозможно использовать в газовоздушных средах, имеющих пары фтористоводородной и плавиковой кислот, фтора и брома, и высохшие элемент и йод. Но следует отметить, что исправить ситуацию войны с ржавчиной титановые вентиляторы не в состоянии, в связи с тем что индустрия производит их в урезанном количестве.
Важно свежие возможности открываются в связи с использованием технологии напыления порошковых полимерных элементов в электростатическом поле. При этом нет потребности в изменении технологии производства пропеллеров. Довольно на заключительном техническом раунде сменить процесс их расцветки водянистыми красочными элементами процессом напыления полимерных порошков.